Организация и обеспечение полётов в гражданской авиации

4.1. Организация полётов в ГА в РФ

Лётная деятельность предприятий гражданской авиации определяется Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами полётов в воздушном пространстве РФ и Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации» .К полётам в воздушном пространстве РФ допускается ВС имеющие государственный регистрационный знак, прошедшее необходимую подготовку и имеющие на борту необходимую документацию (свидетельство о гос. регистрации, копию свидетельства эксплуатанта, сертификат лётной годности, бортовой и сан. журналы, разрешения на радиостанцию, РЛЭ, документы на членов экипажа и т. д.) Аналогичные требования и к иностранным ВС в соответствии с межправительственными соглашениями о признании документов этих ВС.

Регулярные полёты осуществляются по планам, представляемым пользователем воздушного пространства в соответствующий орган системы ОрВД. Планы, как правило,
составляются на следующие сутки (срочный план даётся за 3 часа, кроме случаев отражения воздушного нападения).

Регулярные полёты гражданской авиации осуществляются по воздушным трассам и установленным маршрутам.

Воздушные трассы — установленное воздушное пространство над поверхностью земли в виде коридора, имеющего ширину 10 : 20 км ( по местным линиям 1- : 4 км) и оборудованное средствами навигации и контроля воздушного движения. Для обеспечения лётной деятельности создают аэропорты.

Аэропорт — это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки ВС, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, персонал и других работников.

Аэродром — участок земли или поверхности воды с расположенным на нём зданиями, сооружениями и оборудованием предназначенный для взлёта посадки, руления и стоянки ВС, Каждый аэродром имеет установленную зону ожидания, маневрирования и коридоры подхода.

Зона ожидания — зона установленных размеров в которой с учетом запаса высоты над препятствиями в районе аэродрома ВС ожидают при полёте по кругу своей очереди захода на посадку.

Зона воздушного маневрирования — зона в пределах которой с учётом запаса высоты над препятствием ВС выполняется визуальный заход на посадку, (с учётом предпосадочного манёвра).

Коридоры подхода — воздушное пространство в границах района аэродрома, исключая зону взлёта и посадки ВС

Контрольная точка аэродрома (КТА) — точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат (геометрический центр территории).

По назначению полёты подразделяются на транспортные, учебно-тренировочные, испытательные, исследовательские, перегоночные и выполнение авиационных работ.

Транспортные полёты — полёты для перевозки пассажиров, грузов и почты. Если они осуществляются возмездно (за плату), то называются коммерческими.

Учебно-тренировочные полёты — производятся для обучения лётного состава или отработки сложных элементов полёта с целью подтверждения пилотами своей квалификации (ночные полёты, полёты в облаках и т. д.).

Испытательные полёты-полёты, имеющие целью подтвердить характеристики ВС. Выполняются по разработанным программам (для нового ВС, после ремонта ВС, после замены двигателя ВС и т. д.)

Исследовательские полёты — выполняемые с целью исследования нового оборудования устанавливаемого на ВС и других задач связанных с лётной деятельностью.

Перегоночные — полёты необходимы для перегонки ВС на заводы для ремонта и обратно к месту базирования.

Авиационные работы — это аэрофотосъемка, выполнение санитарных заданий, авиационно-химические работы, патрульные полёты и т. д.

По условиям пилотирования и самолётовождения полёты разделяют на полёты по приборам (ППП) и визуальные полёты (ПВП).

Полёт по приборам — когда пространственное положение ВС, его местонахождение, а также положение относительно других материальных объектов определяется экипажем по приборам (ППП).

Полёт визуальный — когда пространственное положение ВС, его местонахождение, а также положение относительно земных ориентиров, естественного горизонта и других материальных объектов определяется экипажем визуально (ПВП).

По условиям рельефа — различают полёты над равнинной, холмистой местностью, горной местностью, водным пространством и в полярных широтах.

Местность холмистая — место с пресечённым рельефом и относительными превышениями рельефа от 200 до 500 м в радиусе 25 км. от КТА.

Местность горная — местность с пересечённым рельефом и относительными превышениями рельефа 500 м. и более, а также с абсолютной высотой рельефа 1000м. и более в радиусе 25 км. от КТА.